Поиск кредитов

Репутация клиентов заботит банки

Репутация клиентов заботит банки

 6 марта    Аналитика

Черные списки ЦБ "похудели" на 2,4 тыс. банковских клиентов, которых ранее считали сомнительными. По мнению юристов, когда введут двухуровневую систему обжалования отказов в банковском обслуживании процесс реабилитации клиентов ускорится.

На 1 марта т.г. общее количество реабилитированных клиентов банков, ранее оказавшихся в черных списках ЦБ и Росфинмониторинга, составило 2,4 тыс. По словам заместителя председателя ЦБ Дмитрия Скобелкина, по состоянию на 26 января оправдали свыше 800 банковских клиентов.

Доля Сбербанка - 50% общего числа подлежащих реабилитации клиентов — регулятор разрешил ему вывести из черных списков 1,2 тыс. клиентов.

По мнению партнера юридической компании «НАФКО-Консультанты» Ирины Мостовой, количественный рост исключений связан с тем, что сами банковские клиенты проявили активность и доказали, что такое решение недостаточно обосновано.

Какие проблемы сопровождают черные списки?

Стоит напомнить, что со второго полугодия прошлого года Банк России приступил к рассылке банкам списков клиентов, ранее получившим отказ в обслуживании в связи с подозрениями в том, что они нарушили закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Перед тем, как запустить межбанковский обмен черными списками ЦБ предупредил, что данные об отказе в одном банке вовсе не обязательно должны быть причиной для отказа в другой финорганизации. Но банки, опасающиеся претензий регулятора, стали в массовом порядке отказываться от обслуживания клиентов, уже занесенных в эти списки. В итоге, как только запустилась система межбанковского информобмена, клиентов стали лишать доступа к банковским услугам, в том числе из-за незначительных нарушений.

ЦБ пока отказывается раскрывать информацию о том, сколько именно банковских клиентов находится в черном списке. Но, по словам главы Росфинмониторинга Юрия Чиханчина, сказанным в минувшем октябре, речь идет о 460 тыс. клиентов. На оспаривание включения в списки, по его данным, решились примерно 1 тыс. клиентов.

Поскольку число недовольных банковских клиентов стало быстро расти, ЦБ и Росфинмониторинг в ноябре осуществили разработку рекомендаций, дающих банкам возможность аннулировать информацию о добросовестных клиентах, попавших черные списки.

По какой схеме «отбеливать» клиентов?

Банки само решают, кого исключить из черных списков, при этом они руководствуются методическими рекомендациями ЦБ, представляя ему списки "исключенцев". Информация о том, что сведения удалены, направляется регулятором во все банки не позднее дня, который следует за днем, когда она была получена.

30 марта начинается действие изменений в закон об отмывании средств, законодательно закрепляющих механизм реабилитации клиентов. Сопровождается это вводом двухуровневой системы обжалования решений по отказам. Сперва клиенту нужно будет направить жалобу в сам банк, а если банк откажется от пересмотра решения, клиент обращается в ЦБ, и тогда его заявление будет рассмотрено межведомственной комиссией регулятора и Росфинмониторинга.

По прогнозу Мостовой, запуск 2-уровневой процедуры может сопровождаться увеличением числа исключений клиентов банков из черных списков. По сути, формирование регулятором черных списков в чистом виде привело к созданию множества проблем, нежели их разрешения, поэтому с помощью поправок в 115-й ФЗ и мер о 2-сторонней реабилитации, когда клиенту можно будет обратиться к регулятору за справедливым решением, банки смогут более внимательнее отслеживать ситуацию, не возбраняется и проведение - при необходимости - собственного расследования.

По мнению партнера FMG Group Михаила Фаткина, когда появится 2-уровневая система реабилитации, мы увидим рост числа реабилитируемых клиентов. Но пополнение черных списков будет проходить быстрее, так как увеличится число признаков, по которым можно будет в них оказаться. По словам эксперта, теперь в черный список можно будет попасть, если банк решит, что операция была проведена с контрагентом неестественно, например, если компания купила елку для празднования Нового года в марте-апреле.

Статьи и советы

Забыли ПИн-код карты? Не беда!

Множество жителей России в вопросе, касающемся того, как лучше и надежнее хранить ПИН-код банковской карты, надеются исключительно на собственную...

Вклад и депозит: в чем разница?

На первый взгляд отличия между депозитами и вкладами отсутствуют, так как предназначены для выполнения одной задачи – сбережения денег и начисление...

Правильный выбор квартир в новых домах

Вопросы, связанные с приобретением жилой недвижимости, сегодня не утрачивает своей актуальности, особенно в связи с ослаблением рубля, инфляцией и...

Что предпочесть: кредитную карту или наличные средства?

Общим и для кредитных карт, и для денежного кредита наличными будет то, что и тот, и другой финансовый продукт требуются для того, чтобы стать...

Что предпринять в случае плохой кредитной истории?

Возможный клиент банка, которому интересна какая-либо программа финансовой компании, может получить отказ из-за отрицательной кредитной истории. В...

Новости банков

На февраль текущего года в рамках мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности Связного Банка, запланировано закрытие всех...

АСВ обяжут передавать в БКИ информацию о заемщиках банков, лишенных лицензий

Вполне возможно, что в скором времени на конкурсных управляющих банками и ликвидационные комиссии будет возложена обязанность по отправке в бюро...

Банк России принял решение с 13 декабря отозвать лицензию на осуществление банковских операций у Смоленского Банка (регистрационный номер 2029). Об...